
Мы продолжаем публикацию наиболее интересных аномальных зон Москвы.
Лосиноостровский треугольник
Лосиноостровский треугольник - аномальное место в километре от конца Бумажной просеки в национальном парке Лосинный Остров в черте города Москвы. Если верить рассказам служащих парка, это место избегают птицы и звери, здесь изредка пропадают люди и творится другая "чертовщина".
Проезд до места:
1) На московском метро до станции "Улица подбельского"; далее на автобусе и пешком до места.
2) От метро Ботанический сад на электричке до платформы "Белокаменная"; далее пешком с проводником.
Рассказ очевидца:
14.10.05
Я нашла аномальную зону. Вернее наткнулась на нее давно, но рассказать решила только сейчас, побеседовав с человеком, также наткнувшимся и проведшим более детальные эксперименты. Все знают, что двух одинаковых деревьев в лесу не найдешь…, а вот и фиг вам! Полянка заросшая крапивой, вокруг нее тропинки, скамеечки и деревья. Как описать то поподробнее? Вообщем одна сторона этого места вокруг полянки является отражением, но не зеркальным, а по диагонали другой. Полностью ИДЕНТИЧНЫЕ деревья, трава, и прочее. Но не это самое интересное. Интересно явление, название которому, даже не знаю как дать. Например на одной стороне полянки Вы сломали ветку у дерева, пройдете на другую – у идентичного дерева будет сломана эта же ветка. Далее: любой предмет оставленный на одной стороне ( пачка сигарет, монета, бутылка и.т.п) расставленные в определенном порядке, зарытые в землю и пр. в точно таком же порядке окажутся на другой. Даже если Вы справите нужду в ближайших кустиках – абсолютно идентичная куча (извиняюсь) появится на другой. Уберете с одной стороны предмет и на другой его уже не будет. Так что увеличить таким образом кол-во денег не удастся – взять предмет можно только с одной стороны ( а то! Уж давно бы в таком случае колючей проволокой обнесли и охрану поставили). Все эти опыты были проведены!!! Желаний волшебное место не исполняет, на самочувствие и психику никакого воздействия не оказывает, предмет оставленный с одной стороны и взятый с другой никаких магических свойств не приобретает. Перерыла интернет, узнала много интересного про аномальные зоны. А так же что Лосиный остров, где эта полянка и находится, чуть не весь полностью одна большая аномальная зона. Но! Описание подобного явления нигде не нашла.
14.10.05
Это реальное место, причем довольно близко от жилых домов и автобусной остановки.
15.10.05
- А если на одной стороне поляны оставишь спутника, на другой стороне тебя другой или тоже самый ждать будет?
- Нет. На теплокровные живые объекты это не действует.
16.10.05
Вот на одинаковых лавочках посидеть синхронно можно - они в землю врыты, а что с земли поднимешь - усе... с другой стороны сразу исчезло. Насчет мерседеса не знаю - в заповедник на машинах заезжать запрещено. Только приколоться так довольно трудно - зона довольно большая и человека на противоположной стороне в идентичном месте не видно, диагональное отражение, в смысле если сравнивать с листом бумаги, правый верхний угол будет копией левого нижнего. Пока что это место только синхронно количество мусора увеличивает...
18.10.05
- Можно воспользоваться этим местом для заключения пари. Например пусть один человек рисует на скамейке какие-нибудь знаки, а другой угадывает(будет подсматривать на другой скамейке) и получать за каждый угаданный символ по 100 рублей.
- Да. Это проходит. Рисунки и на земле и на деревьях и на скамейках проявляются. Даже записка написанная на листке бумаги и зарытая в землю материализуется с другой стороны. Такое пари с мобилкой проводить надо из-за дальности растояния. Вот только для подобных шуток и использовать это место можно, а так ну никакой практической пользы.
21.10.05
Помимо опытов меня смущает один факт: - эта самая могила с крестом на полянке. Я правда уже и не уверена что это именно могила - крест маловат, такие обычно на небольших часовенках ставят. Сразу чего то вспоминаются легенды про ушедшие под землю монастыри. Так вот- этот крест (могильный или еще какой, но с холмиком) не отражается зеркально, не переворачивается. Т.е. с одной стороны полянки к нему подходим с лицевой стороны, а с другой с тыльной ( они немного отличаются, и холмик только в одну сторону от креста).
11.11.05
Что-то с ориентацией в этом месте действительно происходит: теперь когда не боясь крапивы ( хотя заросли сухие еще те) можно пробовать ходить не только вокруг полянуи но и через нее, обнаружились такие вещи. Объяняю примером: Если рассматривать полянку как лист бумаги, где сторона А находится против Б, а С против Д, то отправляясь напрямую через заросли из А в Б, обязательно оказываешься в С. К тому ж хорошо заряженные мобилки не отключаются, но очень быстро расходуют всю зарядку - буквально за 15 минут. А с батарейками часов ничего не происходит...
(более точные приметы этого места и источник информации администраторами сайта не указаны по этическим соображениям)
Нехорошая квартира
Квартира №50 в доме 302-бис по Садовой улице в романе "Мастер и Маргарита". В ней поселяется Воланд и его свита. Здесь происходит контакт потусторонних сил с современным московским миром.
ОБЪЕКТ №1: Прообразом Нехорошей квартиры послужила квартира №50 в доме №10 по Б. Садовой улице в г. Москве, где Булгаков жил в 1921-1924 гг. Кроме того, некоторыми чертами планировки Нехорошей квартиры соответствует более просторной квартире №34 в том же доме, где писатель поселился в период с августа по ноябрь 1924 г. Первая жена Булгакова Т. Н. Лаппа вспоминала квартиру №50 и прототипа погубившей Берлиоза Аннушки Чумы: "Эта квартира не такая, как остальные, была. Это бывшее общежитие, и была коридорная система: комнаты направо и налево. По-моему, комнат семь было и кухня. Ванной, конечно, никакой не было, и черного хода тоже. Хорошая у нас комната была, светлая, два окна. От входа четвертая, предпоследняя, потому что в первой коммунист один жил, потом милиционер с женой, потом Дуся рядом с нами, у нее одно окно было, а потом уже мы, и после нас еще одна комната была. В основном, в квартире рабочие жили. А на той стороне коридора, напротив, жила такая Горячева Аннушка. У нее был сын, и она все время его била, а он орал. И вообще, там невообразимо что творилось. Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: "Спасите! Помогите!" Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А милиция приходит - они закрываются на ключ и сидят тихо. Его даже оштрафовать хотели".
ОБЪЕКТ №2: Квартира №34, где было пять комнат, в двух жил финансист Артур Борисович Манасевич с женой, еще в одной - их прислуга, в четвертой - Александра Николаевна Кибель с сыном, а в пятой поселились Булгаков с Т. Н. Лаппа.
По книге жильцы Нехорошей квартиры скорее напоминали обитателей квартиры №34 - директор Театра Варьете Лиходеев, держащий прислугу Груню, и председатель МАССОЛИТа Берлиоз, имеющий общие с Булгаковым инициалы и писательскую профессию.
"У черта на Кулишках"
"У ЧЕРТА НА КУЛИШКАХ" ("у черта на Кулижках", "у черта на куличках", "к черту на кулички", "чертовы кулички") - образное понятие, но одновременно - реально существующее место, московская богадельня, вошедшая в историю и в поговорку благодаря произошедшему там небывало мощному проявлению полтергейста.
Осенью и зимой 1666 года (обращает на себя внимание символический "знак" в номере года) в нищепитательнице при церкви Кивра и Иоанна на Кулижках за Варварскими воротами близ Ивановского монастыря в Белом городе Москвы, в помещении, где жили старухи, сироты и подкидыши появился странный невидимый призрак. "Вселился демон, выпущенный туда чародеем. Этот демон делал старухам разные пакости, не давал им покоя ни днем, ни ночью, сбрасывал их с постелей и лавок, кричал им вслух разные нелепицы; на печи, на полатях и в углах стучал и гремел", швырялся камнями, оставаясь при этом невидимым. Дошедшие до царя Алексея Михайловича слухи о "черте" обеспокоили его, и он "велел священникам молитвами действовать против злокозненного духа; но они ничего не успели и только раздразнили его, так что он начал обличать их в самых разных беззакониях". Только после этого на помощь призвали преподобного ИЛЛАРИОНА (1632-1708) из Флорищевой пустыни, который "молитвами своими мог прогонять нечистых духов... Пять недель с двумя иноками там подвизался в молитвах". Духовная беспрерывная борьба с "чертом", несмотря на отчаянное сопротивление, закончилась полным изгнанием "демона" (во всех описаниях схожего с современными случаями полтергейста).
Для закрепления победы Илларион еще 10 недель оставался в нищепитательнице, после чего удалился обратно в пустынь, где стал впоследствии митрополитом Суздальским и Юрьевским и где умер спустя 12 лет.
То, что появившееся впоследствии выражение "у черта на куличках" связано именно с церковью на Кулишках, узнал в 1856 году профессор Московского университета этнограф и фольклорист Иван Михайлович СНЕГИРЕВ после изучения "Жития" преосвященного Иллариона, строителя Флорищевой пустыни. Сейчас указанное место находится по нынешним меркам практически в центре столицы, недалеко от метро "Китай-город", но из-за того, что прежде это место было окраиной Москвы, поговорка "У черта на куличках означает "далекое место".
На фото изображена церковь Всех святых, а церковь в богадельне которой присходили события не сохранилась. Место это находится чуть дальше - если идти по правой стороне Солянского проезда и свернуть на Солянку, не переходя улицу, то первая подворотня направо и будет тем самым местом "на Кулишках".
"Место Силы" в Кузьминках
По-видимому, это место выхода земной энергии "древнего" плана, часть энергетической структуры Земли. Эта энергия может нести как положительный, так и отрицательный заряд (условно, для простоты, хотя это очень грубо и, в принципе, не верно) . Люди всегда старались жить, согласуясь со структурой Мест Силы (точнее, используя их). Эти места были обрядовыми площадками, капищами, местами совершения культов, на их местах строились храмы и церкви, они почитались и почитаются за святые. Влияние таких мест на человека неоднозначно, из-за того, что силовая сущность мест и линий силы всегда различна, так как земная (природная) энергетика исключительна многоообразна, и эта многоообразность проявляется во всём (сравним например энергетику рассвета и заката).
Можно предположить, что происхождение некоторых "мест силы" обусловливается локальными особенностями грунта или грунтовых вод в этих участках. Известно, например, что о свойствах верхних слоев земной коры несет информацию их электромагнитное излучение.
Очевидно, что силовая, энергетическая структура Земли существовала всегда. Места Силы, в привычном нам понимании были подвластны человеку в плане использования энергии ещё 3000-5000 лет назад (т.е. понималась их природа). Интересно, что старинные священные писания-Веды- как раз к этому времени относят начало новой Эпохи- Кали-Юги (век упадка). Отголоски древних знаний ("эхо берегинь") подвластны человечеству до сих пор, и надо отдать людям должное они пользовались этими знаниями. Чего стоят церкви, которые почти всегда строят на Местах Силы, или священные родники и колодцы, где болезный находит исциление? Если заглянуть глубже, то это места языческих капищ, игрищ, и.т.д. К периоду начала Кали-Юги относятся и такие мегалитические сооружения, как Стоунхейдж, лабиринты Севера, истуканы с острова Пасхи, и.т.д., которые указывают на сильнейшие силовые точки. Что они хотят нам сказать?
Игра со столь мощной энергией может быть опасно, и видимо не зря многие люди подсознательно боятся Мест Силы. Недаром на Местах и Линиях Силы редко встречаются постоянные поселения человека. При этом опасна как "положительная" так и "отрицательная" энергетика". Кстати, энергия, например деревьев или лечебных трав или камней, минералов качественно не отличается от энергии Мест Силы.
Древняя земля Кунцева
Древняя земля Кунцева, раскинувшаяся по правому крутому берегу Москвы-реки, издавна ценилась нашими предками за красоту и живописность. История свидетельствует, что первые поселения славян-язычников появились здесь в V-VI веках нашей эры и даже ранее, о чем свидетельствуют археологические находки (древний могильник в селе Давыдкове). Но самым интересным археологическим подарком для ЗАО и Москвы является "Кунцевское городище". Оно расположено на вершине одного из прибрежных холмов в 300 метрах по течению от Крылатского моста. Любопытно, что даже сейчас, когда недалеко от городища проходит Рублевское шоссе и городская застройка теснит прибрежные рощи, городище "спит" в глухой чащобе Филевско-Кунцевского парка, да так глубоко и скрытно, что не каждый работник лесничества уверенно его находит. По последним археологическим исследованиям 1972 года, проведенным под руководством археолога профессора А. Г. Векслера, а еще ранее по исследованиям прошлого века З. Я. Доленга-Ходаковского, определено, что городище - суть "языческое капище".
Местные жители язычники сознательно выбрали для своих ритуалов скрытое в чащобе место, укрепив все подходы к нему рвами и частоколом.
Центральная площадка городища размером 80х50 метров, заросшая сейчас самосевными деревьями, имеет угольно-черную землю, напичканную следами кострищ и костями людей и животных, образующих "культурный" слой толщиной значительно больше метра.
С принятием в Х веке нашей эры христианства на Руси, для борьбы с язычеством повелевалось: "в местах и деже стояху кумирни, строить православные храмы и часовни". Что и было выполнено на городище. Срубленный здесь храм вскоре сгнил, а могильные плиты образовавшегося здесь кладбища местные жители и владельцы земли растащили под фундаменты домов и даже оранжерей.
Историк Москвы Иван Егорович Забелин, посетивший городище в 40-х годах прошлого века лично нашел могильную плиту с датой: "Лета 7065/1557 преставился..." Заметим, что более ранние плиты обычно вместо надгробной надписи имели только орнамент.
Сопровождавший Забелина крестьянин из села Мазилова подтвердил, что здесь по поверью была церковь, но "ушла под землю вместе с крестом". Судя по всему, история городища складывалась так. Местные жители скотоводы и охотники специально для своих языческих таинств нашли глухое место, где и создали "капище". Со временем это место благоустраивалось и укреплялось, по крайней мере, летом здесь проживал служитель, хранились запасы воды и пищи. В центре площадки совершались сожжения идолов и жертв. Среди находок археологов огромное количество женских украшений, осколки гончарной посуды, орудия древних литейщиков. К сожалению, полного исследование сделать не удалось.
Городище территориально входит в зону охраны 40-го отделения милиции, а ранее, до 1993 года обслуживалось 119-м отделением. Много лет наблюдая за городищем, я знакомил работников милиции с их объектом и даже с их помощью вывез могильную плиту, переданную Кунцевскому музею на хранение. Как это ни странно, городище цело, пока про него мало кто знает. Сохранить от варваров его весьма трудно, но это наш долг перед потомками, у которых, может быть, найдутся средства на фундаментальное исследование.
Годы идут, и кто-то додумался передать это сокровище в ведение дирекции Парка культуры "Фили", которая и в глаза его не видела.
В свое время все эти кунцевские земли принадлежали боярину Мстиславскому, затем перешли к роду Нарышкиных, а с 1865 года стали владением мецената К. Т. Солдатенкова.
Какая судьба ждет этот крутой прибрежный холм в дальнейшем?
"Дом с привидениями"
ЯВЛЕНИЕ: Место, которое «все живое в землю утягивает».
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: ст.м. «Арбатская», место где был дом 14 на Арбате.
ИСТОРИЯ ДОМА: Дом построил князь Оболенский (по другой версии - князь Хилков). Напуганные дурной славой этого места, владельцы сдавали его внаем. Сперва здесь жил полковник с красавицей женой, которая сбежала от него с артистом. Полковник с горя удавился. Потом дом снял чиновник: через месяц его, жену и всех пятерых детей нашли удавленными. Здание долго пустовало. В советское время здесь размещались учреждения и склады.
А вот более подробная информация о доме:
"АРХИВНЫ ЮНОШИ" И МУЖИ
Лев Колодный "Хождение в Москву"
Бомбы, падавшие в дни войны на Арбат, предназначавшиеся Наркомату обороны, разрушили Театр Вахтангова. Его возродили. Тогда был уничтожен и другой дом, на четной стороне улицы, стоявший под №14. Но его, к сожалению, не восстановили. Очень интересна история этого арбатского старожила-дома с шестиколонным портиком. В прошлом его часто фотографировали для открыток. Художник М. Гермашез написал ставший популярным городской пейзаж, датируемый 1912- 1914 годами, под названием "Арбат". В центре его картины расположен именно этот домик, над которым успели подняться многоэтажные громады зданий, вторгшиеся в узкие переулки; видна проложенная посредине улицы трамвайная колея, а по ней трусит одинокая лошадка под одиноким фонарем, стоящим как раз там, где теперь разросся лес фонарей.
В те времена звали его "домом с привидениями", обходя по ночам стороной, сочиняли о нем легенды...
Задолго до того, как этот дом приобрел незавидную славу, многие в Москве знали erо как владение князя Оболенского, директора Московского главного архива министерства иностранных дел, где служили воспетые Александром Пушкиным "архивны юноши". На Арбате, в доме № 14, жили выдающиеся русские архивисты: Вукол Ундольский и Михаил Оболенский - сотрудники) единомышленники, подвижники.
Библиограф и страстный коллекционер древнерусских рукописей и старопечатных книг Вукол Михайлович Ундольский прожил менее полувека. Но сделал много: только в одном 1846 году вышли его "Оглавление книг, кто их сложил", "Очерк библиографических трудов в России", "Библиографические разыскания". И четвертая работа, датируемая тем же годом,- "Каталог российским книгам библиотеки Павла Григорьевича Демидова, составленный им самим". Многие сочинения Букола Ундольского вышли в свет после его кончины, выходят они и в наш век. Так, в 1970 году в Москве издали "Славяно-русские рукописи В. М. Ундольского". В этом сочинении библиограф описал свою библиотеку, насчитывавшую почти полторы тысячи рукописных книг и около 90 старопечатных книг, издававшихся кирилловской печатью. Все эти богатства хранились в доме на Арбате, а после кончины собирателя перешли в библиотеку Румянцевского музея и теперь находятся в Государственной библиотеке имени В. И. Ленина.
В доме № 14 жил и другой русский библиофил, известный археолог, 33 года возглавлявший архив министерства иностранных дел, князь Михаил Андреевич Оболенский. Он был хозяином особняка, другом Вукола Ундольского. Оба они существовали одними интересами, собирали, описывали рукописи и книги. Михаил Оболенский коллекционировал письма и реликвии из истории России средних веков, летописи. И его перу принадлежит много библиографических сочинений. В течение 20 с лишним лет, с 1838 по 1859 год, вышло 12 выпусков "Сборников князя Оболенского", где описаны многие исторические акты, как принадлежащие московскому архиву МИДа, которым до своей кончины руководил князь, так и его личные.
В стенах этого особняка находилась одна драгоценная реликвия, о которой вся Россия узнала в 1860 году, когда Михаил Оболенский разрешил сфотографировать хранящийся у него в доме портрет Александра Пушкина, написанный маслом знаменитым московским живописцем Василием Тропининым.
Портрет датируется январем-февралем 1827 года, тем временем, когда Пушкин после возвращения из ссылки жил, будучи в зените славы, на Арбате, на Собачьей площадке, в доме друга С. А. Соболевского. Он, как и многие знакомые и друзья поэта, состоял в должности переводчика в Московском архиве министерства иностранных дел, где позднее директорствовал князь Михаил Оболенский. В пушкинские времена вокруг этого архива группировалась плеяда блестяще образованных молодых людей, о которых в поэме "Евгений Онегин" хорошо знавший этот круг автор писал:
Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят
И про нее между собою
Неблагосклонно говорят.
Так вот, один из этих "архивных юношей", С.А.Соболевский, в знак дружбы получил от Пушкина подарок, о котором и не помышлял.
В те годы появилось несколько портретов поэта. Соболевский считал, что все они "приглажены и припомажены". Лучшим портретистом Москвы тогда являлся Василий Тропинин, и ему был заказан портрет. Он, сделав с натуры два эскиза, этюд маслом, создал затем портрет, изобразив поэта в домашнем халате. В книгах о Пушкине можно прочитать, что инициатива создать портрет у лучшего художника исходила от Соболевского. Но сам он острил такую запись: "Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами".
Репродукции с этого изображения украшают ныне десятки книг о поэте. Современники, видавшие работу художника, сочли портрет лучшим. В журнале "Московский телеграф" Николай Полевой отметил: "Сходство портрета с подлинником поразительно". Художнику удалось не только передать внешнее сходство с оригиналом, но и заглянуть в глубь души...
И вот этот портрет, принесенный с Волхонки, из мастерской Тропинина, попал на Арбат, в деревянный домик, стоявший на углу Собачьей площадки с Борисоглебским переулком.
Судьба этого выдающегося произведения сложилась драматически. Уезжавший надолго за границу хозяин оставил портрет и библиотеку одному из "архивных юношей", Ивану Киреевскому. Тот, в свою очередь, передал их поэту и историку Степану Шевыреву, с которым в переписке состояли Вукол Ундольский и Михаил Оболенский...
Однажды к Степану Шевыреву явился некий живописец и упросил доверчивого хозяина на время дать портрет, чтобы скопировать. Ловкий художник сделал удачную копию и вместо оригинала вернул ее Степану Шевыреву, не заметившему подлога. Портрет был, таким образом украден.
Появился он неожиданно в лавке антиквара спустя десятилетия. Вот тогда приобрел его Михаил Оболенский и привез на Арбат.
Здравствовавший Василий Тропинин засвидетельствовал, что это именно его портрет. К тому времени холст, который прятали где-то в укромном чулане или на чердаке, попортился: Князь Оболенский просил автора подновить живопись, но художник не решился на это из боязни испортить то, что писалось с натуры и "молодою рукою". Он только почистил живопись.
Из дома Оболенских в 1909 году портрет попал в музей...
Автор известной книги "Старая Москва" М. И. Пыляев приводит любопытный эпизод, связанный с этим портретом и включенный В. Вересаевым в свод свидетельств современников "Пушкин в жизни": "Одно время отличительным признаком всякого масона был длинный ноготь на мизинце. Такой ноготь носил и Пушкин, по этому ногтю узнал, что он масон, художник Тропинин, придя рисовать с него портрет. Тропинин передавал кн. М. А. Оболенскому, у которого этот портрет хранился, что когда он пришел писать и увидел на Пушкине ноготь, то сделал ему знак, на который Пушкин ему не ответил, а погрозил ему пальцем".
...Незадолго до революции 1917 года владелец особняка князь Н. Н. Оболенский продал фамильный дом купцу Гоберману, но последний не успел попользоваться владением, так как оно перешло к новым хозяевам.
На ступеньках этого дома торговал книгами некто Е. 3, Баранов, человек любознательный и ценитель фольклора. От его внимания не ускользнуло то обстоятельство, что о доме этом ходит множество слухов и толков, причем самых фантастических и занимательных. Он не поленился их записать от разных лиц: извозчика, картузника, водопроводчика и других. Более того, сделал доклад об этих легендах на заседании научного общества "Старая Москва", членами которого состояли такие уважаемые мастера культуры, как художник А. Васнецов, историк П. Миллер. Общество сочло возможным издать доклад отдельной книжкой, вышедшей в Москве в 1928 году под названием "Московские легенды".
Написавший послесловие к книжке знаток истории улиц Москвы П. Миллер установил, что домом этим на Арбате с конца XVIII века владели князья Шаховские, а с середины XIX- Оболенские, один из которых в его стенах наложил на себя руки. Затем дом на некоторое время опустел. В нем тайком от полиции поселились "лихие" люди. Это и дало повод к сочинительству легенд. Молва наполнила его привидениями и прочей нечистой силой. Прохожие, извозчики по вечерам старались держаться противоположной стороны улицы.
Дурная слава, впрочем, не мешала таким известным в Москве людям, как железнодорожный магнат В. фон Мекк и князь Лев Голицын, снимать особняк. Автор "Московских легенд" описал дом как одноэтажное каменное "большое строение" с подвальным помещением и обширным двором. "Обращает на себя внимание,-писал Е. 3. Баранов,-фасад главного дома с огромным шестиколонным балконом и десятью высокими окнами". Кроме парадного подъезда имелся дворовый вход, охраняемый бронзовым львом.
На самом деле дом был, как и многие другие арбатские особняки, деревянным, оштукатуренным, а выглядел каменным. Под слоем штукатурки и ампирными украшениями прятались обычные доски и бревна.
Рядом с особняком стояла особо почитаемая приходская церковь Николая Явленного, колокольня которой выходила за линию застройки. Воздвигли ее на месте видном, на изгибе улицы, таким образом, что прохожим бросалась она в глаза с обеих сторон Арбата. Колокольня эта была замечательная. В путеводителе "По Москве", выходившем под редакцией профессора Н. Гейнике, есть такие слова: "Наивысшим изяществом и изысканностью отличается колокольня церкви Николая Явленного на Арбате". На гравюре, иллюстрировавшей очерк историка Ивана Снегирева, описавшего в XIX веке этот памятник, хорошо видно: над двухъярусным, квадратным в плане основанием поднялся дивный шатер. Подобные шатры украшали средневековую Москву, в виде шатров тогда строились башни, колокольни и церкви. У стен Николая Явленного похоронен генерал-майор Василий Вяземский, бывший "во многих баталиях и штурмах". На Арбате, как ни на какой другой московской улице, и в ее переулках стояло особенно много храмов, воздвигнутых в честь Николая, Николы, считавшегося покровителем солдат: жили на древнем Арбате стрелецкие полки.
Что еще очень важно для нас: на том месте, где сейчас над тротуаром высится холм и зеленеет скверик, там, где стоял "дом с привидениями", в земле сохранились фундаменты не только шатровой колокольни, но и дома, где жили родители Александра Васильевича Суворова. Именно в этом доме, на этой земле и улице родился великий полководец, не знавший поражений.
Глядя, как быстро выросли стены двух снесенных особняков в 42-м владении на Арбате, невольно думаешь: столь же быстро можно восстановить и стены уничтоженного бомбой дома с портиком, да и шатровую колокольню. Восстановить этот особняк и колокольню необходимо, чтобы создать музей Александра Суворова. Но прежде всего здесь следует установить памятный знак, чтобы каждый прохожий знал, по какой земле он идет: здесь родился Суворов.
Источники: были использованы материалы сайта xmoscow.narod.ru